Часть 2: Ballestas Islands - оазис Huacachina - пустыня Наска.
В этой части:
Ballestas Islands - геоглиф "Андский канделябр".
Оазис Huacachina - багги тур, закат в пустыне
Пустыня Наска - загадочные рисунки.
Акведуки Канталлок - подземные русла рек Пукио (Puquios)
Раз уж добрались до другого конца света, то хотелось увидеть как можно больше. В том числе и посмотреть загадочные рисунки в пустыне Наска.
Поездки в Наска из Лимы с полетом над пустыней предлагают несколько компаний, самые дешевые туры у Peru Hop. Похоже, что это и есть основной туроператор по этому направлению.
Есть поездки на два и на три дня. Времени у нас не так уж много, а хочется успеть увидеть побольше, так что берем двухдневный тур.
В тур входит посещение Ballestas Islands, оазиса Huacachina, полет над пустыней Наска, и мы еще дополнительно заказали экскурсию на Акведуки Канталлок.
15.06.24.
Около 6 часов утра автобус забирает нас из гостиницы. Как оказалось желающих поехать на подобную экскурсию хватает. Автобус забит под завязку. Он большой, достаточно комфортабельный, с туалетом.
За 4 часа доезжаем до небольшого курортного городка Паракас на берегу Тихого океана.
Загружаемся на лодки и отправляемся в двухчасовую морскую прогулку к островам Бальестас.
Сейчас зима и отдыхающих не видно, курортный сезон здесь в теплое время года с ноября по март.
В проспектах острова Бальестас называют маленькими Галапагосскими островами. Сравнение сильно натянутое. Сама по себе морская прогулка на скоростном катере довольно приятная. Но изобилия морской живности мы не заметили.
Основные обитали островов птицы, их тут насчитывают более 700 видов, а птичий помет - гуано добывается на островах в промышленных объемах и поставляется на экспорт.
Довольно много встречается морских львов, они оккупировали все морские бакены.
Один раз увидели парочку пингвинов.
На одном из островов на склоне песчаного холма виден гигантский геоглиф, так называемый "Андский канделябр", высота его 178м, а ширина 74м. По одной из версий это изображение кактуса Сан-Педро.
В этих краях с середины 1-го тысячелетия до н.э. до начала 1-го тысячелетия н.э существовала цивилизация Паракас. Жители, которой практиковали трепанацию черепа. До сих пор точно не известно с какой целью они это делали, возможно из каких-то религиозных соображений, некоторые операции могли производиться и с целью лечения. Считается, что более 80% таких операций заканчивалось успешно. Из кактуса Сан-Педро изготавливался тонизирующий напиток, который мог применяться при подобных операциях в качестве анестезии.
Дельфинов так и не увидели, возвращаясь в порт встретили стаю играющих морских львов.
От Паракас до оазиса Гуакачина (Huacachina) дорога занимает чуть больше часа.
Оазис Huacachina - единственный природный оазис в Южной Америке. Островок зелени, в центре которого расположилось озеро, со всех сторон окружен огромными песчаными дюнами. Размеры оазиса 1.2км на 300м.
Долго пытался выяснить к какой пустыне он относится. ИИ сказал, что пустыня Ика, такое название носит город рядом с оазисом. Википедия выдала, что Сечура, но это название пустыни, расположенной на западном побережье Перу. Оказалось, что это все-таки окраина пустыни Атакама.
Согласно легенде оазис появился из слёз девушки из города Такара, которая оплакивала смерть своего возлюбленного, молодого воина-инки. После того, как она плакала дни и ночи, образовалась лагуна. Однажды перед наступлением ночи через лагуну проходил воин и увидел девушку. Почувствовав, что за ней наблюдают, девушка бросилась в воду, чтобы спрятаться, и провела в ней несколько часов, пока воин не удалился. Когда девушка попыталась выйти из воды, она поняла, что превратилась в русалку. Девушку звали Хуакачина. И каждое полнолуние девушка покидает лагуну, чтобы продолжить плакать о своем усопшем возлюбленном.
Оазис находится в 5км от города Ика, мне показалось, что окраины города тянутся до самых песчаных дюн, которые отделяют город от оазиса.
В 1940-х годах XX века Оазис был престижным дорогим курортом, куда приезжали поправить здоровье богатые перуанцы. Считалось, что вода в лагуне обладает целебной силой.
В 1950-х годах оазис утратил свое значение как курорт, а в 1990-х возродился уже как популярное туристическое место, и сейчас сюда приезжают туристы со всего мира, чтобы погонять на багги по одним из самых высоких в мире песчаных дюн или заняться сандбордингом.
Местных жителей в лагуне проживает менее 200 человек. Здесь есть несколько недорогих гостиниц, хостелы, магазинчики и рестораны.
Мы через компанию Peru Hop забронировали гостиницу Huacachina- Curasi 3*. Симпатичная гостиница с уютными чистыми номерами и большим бассейном. К сожалению, у нас практически не было времени, чтобы воспользоваться всеми возможностями отдыха в оазисе.
Заселившись в гостиницу, отправляемся в багги тур по дюнам. Это основное развлечение в оазисе. Перед поездкой нас предупреждают, что лучше бы прикрыть лицо от песка и солнца банданами. У нас их с собой нет, тч покупаем у одного из многочисленных уличных торговцев за 10 солей, потом оказалось, что можно было купить и за 5.
Багги несется с ветерком по крутым песчаным склонам. Порой летит вниз, кажется, совсем по отвесному обрыву, вызывая крики туристов, не столько от страха, сколько от восторга.
Прогулка на багги длится 2 часа, само катание занимает минут 20, остальное время фото сессии на фоне дюн.
Еще одно развлечение - сандбординг, катание с песчаных склонов.
Так же обязательный пункт программы - закат в пустыне.
Ужинаем в одном из многочисленных ресторанов на берегу озера. Регион Ика -родина традиционного перуанского напитка - писко. Так что пробуем коктейль "классический Писко сауэр".
Место очень атмосферное, уютное, немножко жаль, что наш плотный график не позволяет остановиться здесь хотя бы еще на денек.
Кроме отдыха в оазисе большой интерес представляет и город Ика, в котором есть два знаменитых музея: музей мумий доколумбовой эпохи и музей камней Ика.
Последний особенно интересен, говорят, что хранящиеся в нем камни могут совершенно перевернуть наши представления об истории человечества. На этих камнях изображены динозавры и млекопитающие, которые должны были вымереть еще до появления человека в Америке. Причем в большинстве случаев динозавры изображены в тесном взаимодействии с
человеком. Так же на многих камнях изображены различные медицинские операции, такие как трансплантация органов.
16.06.24г.
Ранним утром над озером поднимается туман, тишину нарушает только петушиное кукареканье.
В 7 часов утра выезжаем в аэропорт г.Наска, чтобы совершить полет над рисунками в пустыне Наска.
Собственно основная цель этой нашей двухдневной поездки была посмотреть сверху на загадочные геоглифы - гигантские геометрические рисунки в пустыне Наска, так называемые линии Наска (Nazca Lines).
Линии Наска представляют собой разнообразные фигуры, такие как животные, птицы, растения, геометрические фигуры и абстрактные узоры. Самые крупные линии, геометрические узоры, огромные изображения растений и животных были созданы племенем наска в период от начала 1-го тысячелетия до 650 годов нашей эры. Более древние рисунки были созданы племенем палма между 500г. до н.э и началом н.э.
Процесс создания геоглифов был достаточно прост: копались траншеи на глубину до полуметра и ширину до 135см. Поскольку грунт на поверхности черный, а на глубине белый, такие траншеи были хорошо видны. Сухой климат пустыни, отсутствие осадков, позволили им сохраниться на протяжении многих веков.
Рисунки разбросаны по огромной территории в пустыне Наска, и полностью разглядеть их можно только с воздуха. Поэтому открыты они были относительно недавно. Впервые линии обнаружил и описал перуанский археолог Торибио Мейя Ксесспе в 1927 году. Но широкую известность рисунки получили в 1939 году после публикаций фотографий, которые сделал с борта самолета американец Пол Косок.
Наиболее полное изучение и описание линий и рисунков провела немецкая исследовательница Мария Райхе. Приехав в Наска с Полом Косок в качестве переводчика, она настолько впечатлилась геоглифами, что забросила свою работу в столице, перебралась в эти края и посвятила всю свою жизнь изучению линий Наска.
Точное назначение рисунков не известно, возможно они имели религиозное значение и могли использоваться в ритуалах, обрядах. Так же их могли использовать и в качестве астрономических календарей. Вообще, существует более десятка различных версий об их предназначении, в том числе и как аэродромы пришельцев, куда же без них.
Дорога из оазиса до аэропорта г. Наска занимает около 4 часов. По пути останавливаемся около башни рядом с панамериканским шоссе. Стоимость подъема на башню 20 солей. Поднявшись на верхнюю площадку можно разглядеть 3 геоглифа.
Слева на фото геоглиф дерево, изображающий дерево уаранго (huarango). Это дерево играло огромную роль в жизни индейцев. Его корни могли отыскать воду на глубине 60м. Соответственно и индейцы, ориентируясь по деревьям, могли найти воду в пустыне.
Название правого геоглифа на стенде рядом с башней приводится как "жаба, готовящаяся к прыжку". А гид, проводящий экскурсию, назвал его "рукой". На руке или же на лапах жабы 9 пальцев. Со слов гида это соответствует продолжительности сухого сезона - 9 месяцев.
Но интересное совпадение, у самой известной исследовательницы геоглифов - Марии Райхе на левой руке не было одного пальца.
Изображение ящерицы рядом с башней пересекает панамериканское шоссе. Во время его строительство еще не знали о существовании линий Наска.
Аэропорт г. Наска, из которого осуществляются полеты над пустыней, носит имя Марии Райхе.
В небольшом зале аэропорта размещаются стойки нескольких авиакомпаний. Перед полетом всех пассажиров взвешивают. Если вес более 95 кг, то придется доплатить за еще один билет 80 долларов.
Полеты осуществляются на небольших 6 местных самолетиках.
Все пассажиры сидят около иллюминаторов, самому выбрать место нельзя, сотрудница аэропорта каждому указывает его место, в зависимости от веса.
В наш в самолет посадили только 5 человек.
В кабине два пилота, один из которых выполняет роль экскурсовода.
Встречаются рисунки животных, которые никогда не обитали в этих краях, такие как обезьяна, попугай, колибри. Видимо уже в те времена люди путешествовали далеко за пределами своего региона проживания и обменивались информацией с другими племенами.
Считается, что геоглифы Пеликан, Колибри, Собака более древние, изготовленные племенем палма.
Основная масса геоглифов выполнена на поверхности пустыни.
Несколько геоглифов выполнены на склонах. По мнению нашего гида, возможно эти изображения относятся к культуре Паракас, той же, что сделала геоглиф "Андский канделябр" на одном из островов Баллеста.
Из того что мы видели, к таким фигурам относится "Астронавт" - одна из загадок этих рисунков, кого же здесь все-таки изобразили древние индейцы. И птенец по мне так больше смахивающий на небольшого динозавра.
А вот эти цифры мы разглядели только на фотографии, что они могут означать, совершенно непонятно. Может быть какой-то новодел, но громадных размеров. Да вроде не разрешаются там никакие художества.
А может быть нас что-то ожидает в 2030 году?
Полет продолжался чуть больше 30 минут. При посадке под крылом самолета видны зеленеющие поля. Такой зеленый пейзаж в пустыне возможен только при наличии воды.
Интересно было посмотреть откуда местные ребята берут воду, и мы после полета едем на экскурсию на "Акведуки Канталлок" (Cantalloc Aqueducts).
В нашем представлении акведуки - это какие-то искусственно сделанные водоводы. И мы ожидали увидеть какие-то каналы, водоводы по типу европейских. На самом же деле оказалось, что просто использовано европейское слово для описания совершенно иного подхода к доставке воды в нужное место.
Племя Наска использовало естественные подземные русла рек Пукио (Puquios).
Вода в русле реки Наска текла только в течении 3 месяцев во время сезона дождей. В сухой сезон вода на поверхности исчезала в нескольких километрах от города Наска, но продолжала течь по подземному руслу.
Люди племени Наска научились находить подземные русла рек. В этом им помогали деревья уаранго (huarango). Корни дерева могут находить воду на глубине до 60м. Ориентируясь по растущим деревьям наска находили подземные русла.
Глубина залегания этих подземных рек от 5 до 25-ти метров. Вдоль всего русла - Пукио через каждые 20 - 30 метров наска выкапывали воронкообразные колодцы.
Колодцы выкапывались по спирали.
Спираль вообще играла какую-то особенную роль в культуре наска, из 700 фигур, обнаруженных в пустыне, большинство это изображение спирали.
По словам гида у источников проводилась ритуальная церемония "яку райн" ( яку - вода, райн церемония). Во время этой церемонии наска по спирали спускались к воде, приносили дары источнику, молились о том, чтобы вода не иссякала, чтобы были хорошие урожаи. Да и землю из колодца по спирали было проще выносить.
С практической же точки зрения колодцы нужны были для вентиляции и прочиски подземных русел. Во время сухого сезона, когда уровень воды в каналах понижался, инки, обвязавшись веревкой, проныривали между колодами, очищая русло от веток деревьев, трупов мелких животных и прочего мусора. Сложно представить как они это делали в темноте, протискиваясь в узких подземных колодцах.
Там где подземное русло подходило к поверхности достаточно близко, выкапывался канал, который заканчивался бассейном. Из этого бассейна воду подавали на поля.
Местные жители выращивают в этих краях картошку, кукурузу, тыкву и авокадо.
Картофель - одна из основных сельскохозяйственных культур Перу. В музее картофеля в Лиме представлено более 3400 видов. Не все они съедобные, но и съедобных существует более 3000 видов.
Всего известно 46 подобных сооружений. Во времена правления испанцев они были заброшены. После провозглашения независимости местные жители восстановили водоводы, и в настоящее время 32 из них используется.
Спросили гида, как вообще обстоит дело с водоснабжением в городе. Оказалось, что воду в городе подают на 1 - 2 часа в день. Многие перуанцы устанавливают на крыше баки для воды и стараются их заполнить за этот короткий промежуток времени. В отдаленные от города деревни вода подвозится автоцистернами.
От источников открывается вид на геоглиф "Пума", поскольку он выполнен на склоне холма, то, возможно, это тоже творчество племени Паракас.
Обратная дорога до оазиса занимает около 3-х часов, в оазисе короткая остановка, поужинать не успеваем, берем в ресторане перекус на вынос.
До Лимы от оазиса ехать более 4-х часов, тч в гостиницу добираемся уже к полуночи.
В следующем посте:
руины Huaca Pucllana - древний город в центре Лимы
парк Кеннеди - почему его называют "парк кошек"
Comments