15-й день, 30.04.19
Базовый лагерь - Денгбоче
Утром позавтракав и попрощавшись с поварами отправляемся по знакомой тропе в Чукунг.
Вода в озере Имжа Тшо (Imja Tsho) считается целебной, в домике на берегу озера останавливаются те, кто приходит сюда не лечение.
Весна. Когда мы поднимались вверх цветочков не было видно, а через три дня первые цветы уже появились.
В Чукунг встречаемся с Сергеем, он сходил с Бемалом на Chhukhung Ri 5550 м, с которой открываются великолепные виды на Cho Oyu, Pumori, Lhotse, Makalu.
В Чукунг сдаем снаряжение, обедаем, и по знакомой тропе идем в Денгбоче.
Останавливаемся в уже знакомой гостинице.
16-й день, 01.05.19
Денгбоче - Форце
На обратном пути решаем отклониться от набитой туристской тропы и заглянуть в деревню шерпов Форце, чтобы поближе познакомиться с традиционным укладом жизни этой народности.
Выходим из Денгбочи в 8 часов утра. Погода великолепная, и мы то и дело останавливаемся, чтобы полюбоваться вершинами Ама Даблам, Тамсерку и Квангде, сфотографировать снежные флаги над вершиной Лхоцзе. Через час подходим к деревне Сомаре, расположенной на высоте 4100 м, это граница леса и ниже деревни уже появляются деревца.
Деревня Денгбоче расположена в долине реки Imja Khola, сзади возвышается Лхоцзе.
Сзади видны снежные флаги на Лхоцзе, а впереди возвышаются Пики Квангде и Тамсерку.
Памятники погибшим альпинистам периодически встречаются рядом с тропой.
Водяные мельницы устанавливают в сухих руслах рядом с основным руслом. Ими пользуются в сезон дождей, когда часть воды идет через эти русла. Видимо, если установить мельницу в основном русле, то в сезон дождей ее просто снесет.
Через час сорок подходим к деревне Пенгбоче.
Деревня состоит из двух частей: нижней и верхней. Тропа на Тенгбоче уходит налево мимо нижней Пангбоче, по этой тропе и проходит основной поток туристов. Мы же уходим направо подальше от набитой тропы в сторону верхнего Пангбоче.
В верхней части Пангбоче живут шерпы, которые сопровождают экспедиции на восьмитысячники. Это сразу видно по домам. Еще в 2016 году таких богатых домов было меньше.
Вдоль тропы выложено множество обломков с выбитыми письменами и фигурами. Древние непальцы потрудились на славу, набивая километры надписей, современные непальцы и прочитать то это не все могут.
Основной поток туристов проходит через нижний Пангбоче, там рядом с тропой и сосредоточены гостевые дома. В верхнем Пангбоче, есть только эта гостиница "Gomba lodge". Я в ней останавливался в 2016г. Есть несколько чайных домов, в одном из них останавливаемся на отдых.
Занятие сельским хозяйством в Непале очень тяжелый труд. И занимаются этим в основном женщины, мужчины работают проводниками или носильщиками.
Участок пути от Панкоче до Форце так же очень живописен, тропа идет по крутым горным склонам, и виды с нее открываются совершенно потрясающие.
Здесь уже нет такого столпотворения, как на популярных трекинговых маршрутах. Три года назад, когда я в первый раз побывал в Форце, я не встретил по дороге ни одного туриста.
Сейчас же народу побольше, нам на встречу попалось человек 30, но все равно это не людские пробки, которые бывают на основном маршруте. Большинство из попавшихся нам на встречу оказались русскими, видимо прилетели на длинные майские праздники.
На противоположном склоне долины виден монастырь Тенгбоче.
На крутых горных склонах можно увидеть гималайских горных козлов.
Перед спуском к деревне Форце еще раз оглядываемся на долину реки Imja Khola и окружающие ее горные вершины.
Виды настолько красивые, что с трудом заставляем себя идти дальше.
Издалека может показаться, что деревня Форце расположена на ровной площадке, но на самом деле это тоже склон и перепад высоты между верхними домами поселка и нижними довольно приличный.
Форце - типичная небольшая деревенька шерпов лежит в стороне от проторенных туристских троп, и она лучше всего подходит для того, чтобы познакомиться с повседневной жизнью этой народности.
В Форце живут шерпы, которые сопровождают экспедиции на Эверест и другие восьмитысячники. Они хорошо зарабатывают, так что дома в деревне в основном новые, большие, покрытые металлической черепицей, на втором этаже которых четыре или больше окон. В этой относительно небольшой деревушке, где бывает не так уж много туристов, много гостиниц. Местные шерпы, заработавшие деньги в гималайских экспедициях, строят большие дома, такие чтобы в них можно было не только жить самим, но и использовать как гостиницы - гест хаузы.
Вообще, деревня зажиточная, есть свой минизавод по разливу воды в бутылки. Рядом с деревней на горной речке установлена небольшая гидроэлектростанция. Здесь отлично работает связь 4G, устойчивый интернет. Телефоны в гостиницах можно подзаряжать бесплатно.
Хотя электроэнергия дорогая, и не все ее могут себе позволить, в домах богатых шерпов есть и холодильники и электропечи и спутниковое ТВ. Все это занесено сюда носильщиками.
В домах победнее готовят в основном на газе, баллоны с газом так же доставляют сюда носильщики. Иногда используют и дрова, но с ними здесь тоже проблема.
Самое распространенное топливо - это навоз яков. Его раскатывают в лепешки, сушат и затем используют для обогрева и приготовления пищи.
Так что як обеспечивает шерпов не только мясом, молоком, шкурами, но и топливом.
Этот строящийся дом резко отличается от традиционных непальских строений, которые мы видели до сих пор.
Оказалось, что это строит себе офис Khumbu Climbing Center по проекту Montana State University School of Architecture.
Каждую зиму центр проводит для шерпов трехнедельные курсы, где изучаются технические навыки скалолазания, а также английский язык, безопасность в горах, проведение спасработ и оказания первой помощи.
Место для офиса центра выбрано не случайно, в Форце проживает больше восходителей на восьмитысячники, чем в каком-либо другом месте на Земле. Здание строится сейсмоустойчивым, и в нем также разместится библиотека и медицинский центр. Двое местных жителей пожертвовали землю под строительство, и шерпы называют это здание "Домом мечты".
В деревне есть своя школа, где дети учатся до 5 класса. Затем они могут продолжить образование в главном поселке шерпов – Кумжунге в школе, которую построил Хиллари . Очень хотелось заглянуть в эту школу, но оказалось, что 1 мая в Непале так же праздничный день, и дети не учились. Так что посмотрели на школу только снаружи.
На окраине деревени встречаем косулю. В парке запрещена любая охота, животные и птицы чувствуют себя здесь вольготно.
Мы разместились в гостинице, принадлежащей шерпу, который уже 14 раз заходил на Эверест, и сейчас снова работает в экспедиции.
Стены в комнате - столовой увешаны благодарственными грамотами и сертификатами, в том числе и о его работе в парке Денали на Аляске, и о восхождении на Денали.
Гостиница новая, большая, прекрасно оборудованная, кроме нас там жили еще только двое французов. Большое отличие от переполненных гостиниц на основном маршруте. Так что в этот вечер отдыхаем в тишине и покое.
17-й день, 02.05.19
Форце - Намче Базар
После длительного трекинга и восхождений переход от Форце до Намче Бараза и затем до Луклы кажется легкой прогулкой.
Сразу за Форце крутой 15-ти минутный спуск к реке Дудх Коши через рододендроновую рощу.
Спустившись к реке, переходим ее по мосту и поднимаемся на противоположный борт долины.
От реки около часа поднимаемся к местечку Mong (3960м), расположенному на отроге хребта.
Террасы местных кафешек как бы висят над горными склонами, и с них открывается головокружительный вид на пики Тамсерку и Кангтега. Погода отличная, и, сидя на одной из таких террас, не торопясь пьем чай, любуясь заснеженными вершинами.
Тропа от Монг до Намчи Базара идет то через сосново - пихтовые рощи, то через заросли рододендронов.
В этой долине в основном растут белые рододендроны. И сейчас как раз пора их цветения.
Периодически встречаются и розовые рододендроны.
Через час подходим к поселку Санаса. От Намче Базара до этого поселка идет одна тропа, которая после поселка разделяется на несколько троп. Так что здесь всегда многолюдно.
До Намче Базара еще час пути. Мы постоянно останавливаемся, чтобы снова и снова взглянуть на Эверест, Лхоцзе, Ама Даблам, сфотографировать молитвенные ступы на фоне гор.
Немного грустно, что наш поход заканчивается, и хочется как следует запомнить эти горные виды, бредущие караваны яков и осликов, звон их колокольчиков, свежесть горного воздуха.
Старая фотография Намче Базара 1973 года.
Сейчас Намче Базар выглядит так.
Мы нашли несколько домов, сохранившихся с тех времен. На первом этаже, как во всех традиционных домах непальцев, складские помещения.
18-й день, 03.05.19
Намче - Базар - Лукла
Во все дни трекинга с утра светило солнце, была отличная видимость, к обеду небо затягивало, и после двух часов горы скрывались за облаками, порой накрапывал дождик или шел небольшой снежок.
Сегодня же погода испортилась, горы уже с утра были закрыты туманом, по прогнозу после обеда дождь. Так что выходим с утра пораньше.
Прощаемся с Намче Базаром.
На тропе, идущей к Намче Базару, встречаем портеров, спешащих доставить разнообразные товары в магазины.
Место слияния рек Дудх Коси и Бхоти Коси.
На обед останавливаемся в Пахдинге, там где у нас была первая ночевка.
Ступы украшены такими вот то ли драконами, то ли львами, которые совсем не выглядят устрашающими.
Стараемся идти быстро, чтобы успеть прийти в Луклу до дождя. Это нам почти удается, под дождичком идем только последние полчаса.
С учетом остановки на обед, переход от Начи Базара до Луклы занял у нас 6 часов.
Разместившись в гостинице, немного прогулялись по Лукле.
Магазины со снаряжением нас уже не интересуют, так что обращаем внимание на многочисленные кафешки, где предлагают достаточно приличный кофе и свежую выпечку.
В Непале на улицах много собак, они поистине с буддийским спокойствием спят на тропе, не обращая внимания ни на яков, ни на туристов. При этом они явно не выглядят голодными.
Но в этом году впервые мы увидели и домашних собачек.
Не смотря на проблемы с ровной поверхностью, непальцы находят место для спортивных площадок.
А детишки играют в бейсбол на улицах между спящих собак и гуляющих овец.
К вечеру погода испортилась окончательно, подошел циклон, который уже успел наделать много бед в Индии. Наш гид постоянно связывался с группами, которые находились в верхних селениях. Там шел снег, и все туристы отсиживались в гостевых домах.
19-й день, 04.05.19
Перелет Лукла - Катманду
Всю ночь идет дождь, понятно, что если самолеты и будут летать, то только с самого утра. И, наверняка, их будет немного. Так что встаем с утра пораньше, в 6 часов завтракаем и переходим в здание аэропорта.
Над аэродромом висит низкая облачность, аэропорт закрыт. К 7 часам утра облачность немного поднимается, открывается посадочная полоса и улетает первый самолет в Рамечхап. Еще несколько самолетов прилетает и улетает в Рамечхап, из Катманду самолета так и нет. Пытаемся перерегистрироваться на Рамечхап, но все самолеты забиты под завязку.
Облака опускаются в долину, перед нами замаячила реальная перспектива застрять в Лукле и опоздать на завтрашний рейс в Гонконг.
Прошу гида выяснить возможность улететь на вертолете, вертолетчики готовы лететь, если наберется 5 человек. На наше счастье находится еще трое малазийцев, желающих выбраться из Луклы любым способом.
Пилот просит по 400 долларов с человека, но в любом случае это дешевле, чем выкупать новые билеты до Хабаровска и жить еще пару дней в Катманду.
Взлетная площадка для вертолетов расположена в стороне от аэродрома, так что хватаем свои баулы и бежим к вертолету, пока погода не испортилась окончательно.
Взлетная площадка для вертолетов расположена в стороне от аэродрома, так что хватаем свои баулы и бежим к вертолету, пока погода не испортилась окончательно.
Перед погрузкой взвешивают багаж, спрашивают наш вес. Малазийцы ребята не крупные, мы тоже не тяжеловесы. Так что вопросов не возникает.
Перед погрузкой взвешивают багаж, спрашивают наш вес. Малазийцы ребята не крупные, мы тоже не тяжеловесы. Так что вопросов не возникает.
Вертолет летит ниже облачности, так что окружающие вершины не видны, но зато хорошо удается рассмотреть разбросанные по горным склонам деревушки.
На протяжении всего полета есть мобильная связь, и мы отправляем домой фотографии прямо с борта вертолета.
Наш рейс оказался последним, который вылетел в этот день. После нас аэропорт закрыли и для вертолетов.
Прилетев в Катманду, заселяемся в гостиницу и отправляемся прогуляться по городу.
Катманду очень многолюдный, оживленный, шумный город, наполненный запахом благовоний. На каждом шагу встречаются большие и малые буддистские ступы, статуи Будды, какие-то молитвенные места с заженными свечками, рынки со всевозможными сувенирами. Есть и вполне приличные супермаркеты и дорогие рестораны.
Многие здания в Катманду до сих пор лежат в развалинах после землетрясения 2015г. Местные жители потихоньку растаскивают кирпичи с развалин.
Поскольку наш гид Бемал застрял в Лукле, отмечаем окончание нашего путешествия с его братом.
20-й день, 5 мая
Экскурсия по Катманду, вылет домой
Утром заходим в офис, чтобы поблагодарить Набу. Он нам возвращает по 180 долларов за неиспользованный билет на рейс из Луклы в Катманду. От него узнаем, что аэропорт в Лукле закрыт, и сегодня оттуда не вылетело ни одного рейса.
Наш вылет в Гонконг поздно вечером. За 50 долларов арендуем в компании машину на весь день, загружаем в нее свои вещи и едем знакомиться с самыми интересными местами Катманду.
Войны и другие катаклизмы обошли Катманду стороной, и здесь до наших дней сохранилось множество храмов, различных культурных памятников 18-го - 19-го столетий.
Но, к сожалению, не все из них пережили сильнейшее землетрясение 2015-ого года. Тем не менее многие исторические памятники сохранились, какие-то уже восстановлены
На восточной окраине Катманду на берегах реки Багмати располагается главный индуистский храм Пашупатинатх - это самый почитаемый в мире святой храм Шивы.
Здесь проводятся погребальные церемонии, на противоположном берегу реки видны постаменты для погребальных костров. Чтобы покойник мог удачно переродиться в следующей реинкарнации, ритуал погребения должен быть правильно исполнен.
Ниже по течению реки нищие вылавливают вещи покойных и процеживают воду в надежде найти украшения. А неподалеку расположен дом для стариков, ожидающих смерти. Здесь они проводят свои последние дни, чтобы астрологи могли точно определить время их смерти.
В 2014 году храм был просто заполнен бычками. После землетрясения их куда-то пристроили. В этот раз мы видели только трех бычков.
Самая большая в Непале ступа Боднатх пострадала при землетрясении, но сейчас она восстановлена.
Во все четыре стороны со ступы смотрят глаза Будды. Основание ее символизирует землю, купол — воду, 13 ступенек на шпиле соответствуют числу шагов к Нирване и символизируют огонь, зонтик — воздух, а венчающий всё бельведер — небо. Вокруг ступы располагаются десятки небольших храмов.
Вокруг ступы по кругу расположены дома, в которых размещаются многочисленные кафе, магазины, храмы. Они так же были разрушены во время землетрясения, сейчас восстановлены.
Королевский дворец Патан (Patan) рядом с известной площадью Дурбар еще полностью не восстановлен, а вокруг него вообще одни руины.
Так что немного прогулялись внутри дворца, выпили кофе в ресторане на его территории. Кофе был реально хороший.
Более ста лет этот трон был троном королей Патана. Поскольку они, как и все короли Непала, были воплощением бога Вишну, то сидящий на троне король олицетворял собой Вишну, восседавшим на Гаруда (мифологическое существо из индийской мифологии, имеющее черты человека и птицы), в сопровождении многоголового змея Ананта / Шеша. Гаруда, расправляющий крылья над троном, изображен в виде птицы с человеческими руками. Он сжимает в своих когтях пару змей, которые извиваясь образуют узор в виде сердца. Над Гарудой еще пара больших змей с мифическими головами морских монстров (макара),
которые переплелись в восьмерку.
Храмовой комплекс Сваямбунатх или обезьяний храм расположен в северной части города. В центре комплекса на вершине высокого холма находится большая ступа, чтобы добраться до нее нужно преодолеть 365 ступеней по числу дней в году.
Туристов к храму подвозят с другой стороны, откуда не нужно так долго подниматься по ступенькам. Вход в храм платный 1000 рупий. По ступенькам же можно зайти бесплатно.
Так же как и во всех других храмах туристы проходят через центральные входы платя по 1000 рупий, но во всех храмах где-то в стороне есть бесплатный вход.
Сваямбунатх не зря называют обезьяний храм, они здесь повсюду и чувствуют себя очень вольготно.
После насыщенного дня переполненные под завязку впечатлениями едем в аэропорт.
Мы летим в Гонконг, одновременно с регистрацией на наш рейс идет регистрация на рейсы в Эмираты и Катар. Этими рейсами обычно летят туристы из Европы.
Сегодня людей с рюкзаками и баулами не видно, Лукла по-прежнему закрыта.
Кхумджунг (Khumjung) столица шерпов, знаменита тем, что в местном монастыре хранится скальп "Йетти". В этот раз мы в Кумжунг не заходили. Ниже несколько фото из поездки 2016 года.
В строительстве первых школьных зданий Эдмунт Хиллари принимал непосредственное участие, в дальнейшем, судя по многочисленным табличкам с указанием спонсоров, в ее строительстве и оборудовании участвовали люди и организации со всех концов света.
Как правило, дети учатся до 5 класса в своих деревнях, а с 5 по 10 класс учатся в этой школе, и живут при ней в интернате.
Что бы закончить школу в 11 - 12 класс дети едут в Катманду. Но это себе позволить могут только очень богатые непальцы.
Comments