Если вы летите транзитом через аэропорт Нарита и у вас есть несколько свободных часов, или вы специально прилетели в Японию, чтобы познакомиться с ее культурой и достопримечательностями, задержитесь на некоторое время в г. Нарита, не пожалеете.
Г.Нарита (префектура Тиба) – небольшой, но очень уютный город, куда совсем легко добраться на поезде или автобусе из аэропорта. А дальше от железнодорожных станций JR (Japan Railways – государственная компания) или Keisei (частная компания), которые располагаются с разных сторон площади можно прогуляться вдоль чудесной улицы, которая приведет вас прямо к самой известной достопримечательности - храмовому комплексу Наритасан Синседзи, одному из главных храмов школы Сингон-сю направления Тидзан.
Первый раз мы попали в него совершенно случайно.
По пути в Австралию у нас была транзитная остановка в г. Нарито. Получилось, что у нас было полдня в день прилета и полдня в день вылета. Ехать в Токио не имело смысла, и мы решили остановиться в гостинице рядом с аэропортом.
Выбрали гостиницу Narita View Hotel, поскольку в этой гостинице имелись свои минеральные горячие источники.
От аэропорта до гостиницы ходит бесплатный автобус. Номер оказался небольшим, что, в общем-то, типично для японских гостиниц, довольно потрепанный и не очень чистый. Заселились в номер около 15 часов, до вечера еще много времени, решаем съездить в город, тем более что в центр от гостиницы ходят бесплатные автобусы. Автобус останавливается у железнодорожной станции и около торгового центра Aeon Mall. В нем магазины одежды, много ресторанов, хороший супермаркет с большим выбором продуктов, винный отдел. Покупки нас особо не интересуют, так что выпив кофе, покидаем торговый центр и идем бродить по городу.
Увидев на вершине сопки пагоду, направляемся к ней. Дорога идет сначала мимо симпатичных типично японских домиков, а затем по настоящему бамбуковому лесу.
К храму поднимаемся в шестом часу вечера и попадаем под магическое очарование этого места. Людей практически нет, в воздухе разлито какое-то невероятное спокойствие.
Пагода освещается лучами заходящего солнца. До самого заката бродим между построек храма, по тенистым дорожкам чудесного парка, наслаждаясь тишиной и покоем.
Храм произвел на нас такое впечатление, что на обратном пути из Австралии посещение этого храма мы включили в свою в программу обязательным пунктом. Останавливаемся в гостинице Welco Narita, расположенной в самом центре г.Нарита, рядом с железнодорожными станциями JR и Keisei. Эта гостиница понравилась нам гораздо больше, чем гостиницы в аэропорту. Номера в ней довольно просторные, чистые, в номере есть электрочайник, холодильник. И расположена гостиница очень удачно. До нее от аэропорта так же ходит бесплатный автобус. В гостиницу приезжаем уже к вечеру, времени остается только на ужин в ресторане. Место ужина долго не выбираем, идем в ближайший ресторан, который находится напротив гостиницы и в результате попадаем в очень уютное место. Здесь открытая кухня, и повара просто шоумены, превращающие процесс приготовления блюд в настоящее представление, наблюдать за которым необычайно интересно.
На следующее утро направляемся осматривать храм. От площади перед вокзалом к храму ведет улица Наритасан Омотесандо - очень колоритная, на ней красивые постройки в стиле Dozo ( так раньше строили продуктовые склады).
Сейчас в них расположены различные магазины, сувенирные лавчонки, рестораны японской кухни, где можно отведать копченого угря. Прямо перед вами повара разделают его и приготовят.
Здесь можно купить саке и японские сладости. Вдоль улицы скульптуры, изображающие символы годов.
Соседние улочки так же очень симпатичные.
Все пропитано японским духом. Тут можно арендовать кимоно, сфотографироваться и пройтись в нем, прогуляться по территории храмового комплекса. Но нужно учитывать, что большинство заведений закрывается после 18 часов.
Здесь так же расположен информационный туристический центр, где можно получить любую информацию как о Храме, так и о других достопримечательностях города.
Но наша цель - Храм «Нарита - сан Синсёдзи». Он был построен в 10 веке. Это очень популярный храм Японии, в который стремятся туристы со всех уголков мира.
Главным храмовым божеством храма Наритасан Синсёдзи является статуя Фудо Мё О - "короля Мудрости", бога огня , посредника между адом и раем, покровителя воинов, помощника в деторождении.
Сначала эта статуя находилась в Киото - древней столице Японии в храме Такао-сан Дзингодзи. В 939 году в области, где сейчас находится город Нарита, произошло восстание под руководством самурая Тайра но Масакадо. И император Сузаки направил монаха Кандзё в район охваченный восстанием с секретной миссией. Привезя статую Фудо Мё О, он три недели исполнял обряд огненного жертвоприношения и молился о ниспослании мира. И когда он закончил свои молитвы восстание было подавлено. Выполнив свою миссию Кандзё собрался в обратный путь, однако оказалось, что статуя увеличилась в размерах и стала настолько тяжелой, что ее нельзя было сдвинуть с места. Изумленный Кандзё снова принялся молиться, и Фудо сообщил ему, что должен оставаться здесь и охранять местных жителей. Получив это известие, император распорядился возвести храм вокруг статуи. Кандзё стал первым настоятелем этого храма.
Город Нарита был образован в 1954 году, как результат объединения шести деревень, которые располагались вокруг Храма. В настоящее время Храм Нарита-сан Синсёдзи это один из наиболее почитаемых храмов Школы Сингон, важнее лишь храм Тодзи в Киото и, расположенный в горах этого же района Кансай, монастырь Коя-сан. Храм Наритасан Синсёдзи - культурное достояние Японии, невероятно популярное у многочисленных паломников.
Soomon (Главные ворота)
Слева от главных ворот расположен Храм Бензайтен, посвященый богине-покровительнице искусств, учебы и детей Бензайтен.
Здесь выкопан миниатюрный прудик, посередине которого на острове расположено святилище. Чтобы обратиться к богине с просьбой о помощи, нужно подойти к ней поближе и мысленно, прося о содействии, привлечь ее внимание ударив в специальный колокольчик. Далее за святилищем Бензайтен расположено здание администрации храмового комплекса, оно несколько стилизованно под традиционную японскую архитектуру. Паломников здесь потчуют специальной освященной едой Бо-ири, которая приносит верующим здоровье и удачу. В большинстве буддийских храмов действует жесткий кодекс – пища может быть только вегетарианской и никакого алкоголя.
Здесь же паломников кормят самой разнообразной пищей – и мясной, и рыбной, а также угощают освященным сакэ. "Фишка" храма - это оригинальное блюдо, приготовленное из корня лопуха Оогура - гобо, растущего исключительно в префектуре Тиба, диаметр корня может достигать 20 см.
От главных ворот прямо идет аллея из каменных фонарей, в конце которой лестница, с правой стороны расположено место для омовений.
Ko-kaku Место для омовения.
Здесь происходит символическое очищение тела, духа и сердца. Специальным ковшом с длинной ручкой необходимо зачерпнуть воду и обмыть ей сначала кисть правой руки, потом кисть левой руки. Так же немножко воды нужно налить в ладонь правой руки и сделать глоток, омывая язык.
Niojmon Gate Ворота Нёмон.
Ворота Ниомон. Первые ворота, построенные в 1706 году, сгорели во время пожара. Современные же восстановлены в 1830 году. Ворота охраняют четыре стражника.
С внешней стороны располагаются статуи Агьё и Унгьё, иногда их называют Нараен Конго и Миссяку Конго. У Агьё рот всегда открыт и он произносит звук А, что символизирует сотворение мира, а у Унгьё рот закрыт и он произносит звук, УН, что символизирует сворачивание мира.
С внутренней стороны ворот находятся статуи защитников дхармы – Тямонтен и Комокутен, которые относятся к четырем небесным царям Ситенно. Это в общем-то необычно т.к. в буддийской космогонии принято изображать всех четырех царей вместе на соответствующих сторонах света на склонах горы Сумеру ( Сумисан), где обитает Будда Сяка Нёрай. В соответствии с китайской космогонией они называются – синий дракон, красный феникс, белый тигр и черная черепаха. Великие небесные воины попирают скрюченное у их ног существо – Дзяки или Амано Дзяку, что символизирует победу над страстями.
В воротах висит огромный красный фонарь, подарок храму от рыбного рынка.
На днище его можно рассмотреть изображение дракона. Здесь же можно увидеть и громадные копии соломенных сандалий паломников.
Сразу за воротами мостик, перекинутый через пруд. По древней синтоистской традиции дорога к святилищу должна проходить через водную преграду, которая символизировала границу между мирами. Справа от моста в пруду – остров черепахи,
а слева - остров журавля. Они символизируют долгую жизнь.
Японская пословица гласит: «журавль может прожить 1000 лет, а черепаха - 10000»
В пруду так же плавает и много живых черепах, порой вылезающих погреться на своем каменном собрате. Здесь же можно увидеть и священных карпов. Рядом расположились собако -львы сиси.
Иногда их называют кара-сиси (китайские львы), либо кома-ину (корейские собаки).
Эти магические защитники обычно изображаются с открытыми или закрытыми ртами, а также с детенышем и драгоценной жемчужиной знаний.
От пруда к храму довольно крутой подъем по лестнице, состоящей из 53 трех ступеней.
Для японцев число 53 очень символично. Так, в средние века на главной дороге Японии – Токайдо, которая шла от Киото до Эдо (514 км) располагалось 53 станции.
На склонах с обоих сторон лестницы можно видеть множество изображений Фудо Мё О с мечом и лассо в руках.
Поднявшись по лестнице , посетители попадают в верхний двор. И видят прямо перед собой еще одно средство очищения – Священную курильницу, в которой дымятся благовония.
При желании можно поставить свою порцию благовоний, положив в ящичек с рейками монетку в 100 йен. Считается, что этот дым излечивает и дает благоговение. Можно просто провести над дымом руками, а потом руками по телу, как бы совершая омовение. Можно так же на регистрационной стойке заполнить форму со своими желаниями, заплатив 5000 йен.
С правой стороны площади располагается трехъярусная пагода.
Трехъярусная пагода была построена в 1712 году. Это один из немногих, сохранившихся архитектурных памятников времен средней и поздней эпохи Эдо. Имеет статус культурного наследия Японии. Внутри пагоды размещаются пять статуй Будды Гочи Нёрай, но, к сожалению, свободного доступа внутрь нет. Снаружи пагода украшена затейливой резьбой. Вообще, пагоды - это имитация ритуальной индийской ступы, под которой более двух с половиной тысяч лет назад был захоронен прах исторического Будды – Шакьямуни Гаутамы. Как правило пагоды имеют пять ярусов, которые отражают пять первоэлементов и пять стихий А пагоды в три яруса символизируют тело Будды, три мира, три состояния сознания.
Рядом с трехъярусной пагодой находится зал Иссаикьё-до.
Issaikyo-do Иссаикьё-до – зал всех Сутр. В этом зале, построенном монахом Соханом в 1722 году, находится библиотека, представляющая из себя барабан, восемь граней которого образуют полки со священными текстами. Обычно одному повороту барабана соответствует одно прочтение мантры, здесь же при каждом повороте барабана читается несколько священных текстов. Барабан необходимо повернуть три раза, разместив на нем соответствующие мантры и посвящения. К сожалению, прихожанам не разрешается проворачивать барабан – может быть это делается из соображения его сохранности. Справа от зала расположена восемнадцати метровая башня Shooroo с колоколом вес которого 1068 килограмм. В колокол звонят трижды в день, когда совершаются молитвы о мире во всем мире. Башня была построена в 1706 году в одно время с залом и пагодой.
Сётоку тайси до. Shatoku-taishi-do.
За Иссяикьё-до располагается зал принца Сётоку. Построенный в 1922 году он назван в честь принца Сётоку, провозгласившего в 594 году буддизм официальной религией Японии и приложившего много усилий для его развития. На дверях этого зала размещены изречения принца Сётоку из «Семнадцати статей», которые написаны в 604 году и подчеркивают важность мира, единства и гармонии.
Dai-hon-do. Great Main Hall - Основной зал храма был построен в 1968 году в честь его 1030-тилетия на месте одного из старых зданий. Он построен одним из самых известных архитекторов Японии Ёсида Изоначи, который много сделал для восстановления старых храмов и строительства новых.
В нем располагается знаменитая статуя Фудо Мё О, положившая начало Наритасан. В течении многих лет существования храма здесь проводят ритуал Гома (огненное жертвоприношение). Главным настоятелем или одним из старших монахов на алтаре сжигаются особым образом подготовленные деревянные палочки, символизирующие людские страсти, остальные монахи во время проведения ритуала произносят мантры и стотры. Принося свои страсти в качестве жертвы Фудо Мё О, человек очищается физически и духовно, и получает благословление от О Фудо. Первый ритуал совершается утром – в 6.00 или 6.30, зависит от дня недели и расписания праздничных дней (по будним дням начало в 6.30). Далее в 9.00, 11.00, 13.00, 15.00 и 17.00 после чего главный зал закрывается до следующего утра. Продолжительность дневных ритуалов около 20-25 минут, а утреннего - 40-45. В нем принимает участие больше монахов, чем в дневных, и он более торжественный. Перед тем как войти в храм необходимо снять обувь. Ее можно положить в полиэтиленовые пакеты, которые лежат в ящиках рядом со входом. Внутри разрешается сидеть с одной из трех сторон от алтаря, не заходя за заграждение и не занимая места монахов. Во время церемонии монахи читают специальные мантры. В завершающей части ритуала есть специальный момент, когда прихожане могут подать специальному служителю вещи для получения благословления от священного огня. Японцы часто благословляют свои сумки с кошельками, драгоценности или амулеты.
В храме находится источник целебной воды. По преданию, если омыть свое тело этой водой, то можно спасти свою душу, а также если помыть деньги, то приумножить богатство.
Выйдя из Дай-хон до можно обойти здание по крытой галерее и увидеть склон, на котором установлены разнообразные статуи.
С тыла храм смотрит на откос, украшенный статуями Фудо Мё О и других видьяраджа
Идем дальше. Если встать лицом к Главному залу, то слева будет Shakado Hall - Сяка до холл.
С 1850 г. по 1968 г. Сяка до был главным залом Храма. Он стоял там, где сейчас стоит новый Главный зал. Сейчас в этом зале размещена статуя Будды Сяка Нёрай. Слева от Будды – Фуген Босацу на слоне, а справа – Мондзю Босацу на тигре. Еще правее расположена статуя Мироку Нёрай – будущего Будды . Упрощенно схема выглядит так: Будда Амида (прошлое) – Будда Сяка (настоящее) – Будда Мироку (будущее). С левого края - статуя Канон Босацу. Статуя Канон, установленная в Сяка до, имеет по 20 рук с каждой стороны, и каждая из 40 рук наделена спасительной силой 25 различных видов. На каждой ладони имеется глаз, что связано с одним из преданий индуизма. Сяко до является культурной ценностью Японии
Далее идем снова вверх по лестнице между Сяка-до и Главным залом
Gakudo Hall. Зал Гякудо.
Построен зал в 1861 году. Здесь находится статуя актера театра Кабуки Итикава Дандзюро, бронзовый земной шар и многое другое. Актер Итикава Дандзюро (1660-1704 г.) - влиятельный актер Золотого Века Кабуки. Он был набожным буддистом, очень почитал Бога Огня Фудо Мё О, много раз играл его на сцене. Он очень много сделал для того, чтобы храм начали посещать паломники из Эдо-столицы Японии того времени и других мест. В этой постройке так же хранятся большие таблички с обетами, которые даны верующими. Часть табличек выставлена снаружи. Архитектура здания весьма необычна и интересна, чувствуется старина, в украшении использовано много искусной резьбы по дереву.
Koomyoodo Hall. Зал Комёдо.
Далее расположена еще одна историческая постройка храма – зал Комёдо. Этот зал, построенный в 1701 году, в свое время так же выполнял функции главного зала Храма и был предшественником Сяка до.
В этом зале находится статуя Дайнити Нёрай (Будда Махавайрочана). Дайнити означает великий свет.
Также в этом зале находится Айдзен Мё - Бодхисаттва Любви- покровитель любящих, не оставляющий без внимания и эротическую сторону.
Пройдя далее по дорожке,
выходим к большой пагоде Дайто, которая расположена выше всех строений и видна издалека . Перед тем, как подойти к пагоде, еще одно место очищения
Daito - Great pagoda of peace Великая пагода Мира. В годовщину смерти Кобо Дайси в 1984 году была построена эта пагода. В фундамент заложена капсула, в которой хранятся послания лидеров мировых держав и молитвы патриархов. Эту капсулу намереваются открыть в 2434 году – на 1600-ю годовщину смерти Кукая. Если, конечно, ранее он не восстанет по случаю пришествия Будды Майтрейи, как это сказано в пророчестве.
Высота пагоды 58 метров и в ней пять этажей, хотя снаружи кажется что два, ну и еще один в основании . На первом этаже расположен музей, на втором главный зал, а этажом выше статуи пяти Будд .
Парк Наритасан.
Парк открыт в 1928 году и перестроен в 60-е годы. Площадь парка 165 000 квадратных метров.
В парк можно зайти через главные ворота, которые расположены между главным храмом и залом принца Сётоку, можно воспользоваться очень живописной тропинкой, повторяющей изгибы рельефа, начало которой с правой стороны от Зала Гякудо рядом со схемой храмового комплекса,
можно спуститься в парк и по лестнице, ведущей от Великой Пагоды Мира.
Тут можно прекрасно погулять, отдохнуть в тени деревьев в жаркий день, полюбоваться красотой листвы осенью или цветением сливы, сакуры и глицинии весной и одновременно посетить Храм. Здесь 3 озера с карпами, с фонтаном, прекрасные дорожки, беседки. На берегу третьего пруда расположен музей каллиграфии. В тенистом уголке парка можно полюбоваться небольшим водопадом.
Полное умиротворение и единство с природой. Парк выглядит старинным и естественным, но это не так. Это чудесный образец японского сада, сделанного руками людей.
В этот раз мы не посетили еще один очень интересный объект - синтоистское святилище Сюссе Инари дзиндзя. Попасть в него можно, если подняться по лестнице на небольшой холм, расположенный левее Сяко до .
В Японии синтоизм и буддизм всегда рядом. Практически при каждом буддийском храме есть и синтоисткое святилище. В Наритасан так же есть святилище, где почитают Инари - богиню риса, плодородия, лисицу-оборотня, носительницу тайных знаний.
Рис в Японии значил очень много. В средние века рис заменял собой деньги. Служащие получали оплату мерами риса. В мерах риса (коку) измерялась как величина урожая, так и насколько богатым и мощным был тот или иной феодальный клан. Это относилось и к военной силе клана, так как солдаты так же нанимались за рис. Налоги и различные подати так же собирались рисом. По существу рис составлял основу жизни в Японии. Поэтому не удивительно, что японцы с таким почтением возносили молитвы к богине риса. Поскольку ее недовольство грозило неурожаем, а значит голодом и смертью. Во все века к храмам богини Инари выстраивались нескончаемые процессии паломников. Во всей Японии существует порядка сорока тысяч храмов Инари. Почти невозможно встретить большой храмовый комплекс буддийский или синтоистский, который бы не сопровождался хотя бы небольшим святилищем Инари. Однако самым значительным является Фусими Инари тайся в Киото (он входит в семерку самых почитаемых синтоистских святилищ Японии)
У входа в любой храм Инари, не важно большой это храм или маленький, вы увидите скульптурные изображения лисиц, которые повсюду следуют за богиней риса, служа ей охранниками и посыльными. Некоторые из них держат в зубах ключ. Самое простое объяснение - это ключи от амбаров с рисом, но, вообще-то, не стоит ограничиваться такой примитивной схемой, особенно учитывая то, что "во времена оны" японцы вязали специальные узлы на таких местах вместо замков, а замки и ключи символизировали у них тайные знания, в т.ч. и унаследованные из тантрического буддизма. Во время посещения храмов Инари верующие не обходят вниманием и скульптуры лисиц, воплощающих Богиню Дакинитэн. Их шеи обычно украшают красными праздничными передничками. Считается, что в данном воплощении Богини, она в особенности проявляет магические свойства темной стороны. Инари легко изменяют свое обличье и даже способны свести людей с ума. Согласно одному из поверий, в душу человека они пробираются, проникая под их ногти. Так что родители прежде чем отправится на молитву в храм Инари вместе с детьми, одевают им перчатки на руки.
Чтобы обратиться к Инари нужно подойти к святилищу, поклониться, дважды хлопнуть в ладони и поклониться снова. Здесь, также как и в святилище Бензайтен Босацу, есть специальный колокольчик – увеличенная копия миниатюрного индивидуального оберега. После молитвы Госпоже Инари можно пожертвовать денежку в специально установленный ящик или специальное кушанье, аккуратные упаковочки которого продают жизнерадостные японские бабушки на подходе к дзиндзя.
В следующий раз, когда мы полетим транзитом через Нарита, мы обязательно посетим и это святилище.
Полезную информацию о храме Наритасан на русском языке можно посмотреть здесь.
Если же у вас есть два свободных дня в Японии можно так же совершить восхождение на Фудзияму.
Comments